Лента-КреАмп

Команда проекта: Павел Шугуров

Павел Шугуров: эксперт, член жюри и художник

Автор монументальных художественных проектов во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Москве и других городах. Человек с невероятным опытом и удивительным творческим путем, вкладывающим силы в развитие своего родного региона.

Убедитесь сами, короткая биография Павла

Родился во Владивостоке.
Учился во Владивостокском Художественном училище, в Дальневосточной Академии Искусств, в Санкт-Петербургской Художественно-промышленной академии им. Штиглица, прошел стажировки в Институте Про-Арте по программе «Медиа-художник», в Университете Тамаринд (Нью-Мехико, США), вернулся в родной город и защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению в ДВФУ по теме «Городское искусство в России на примере г.Владивостока».
С 2006 года руководил мастерской монументального искусства «33 плюс 1» («33+1»), осуществлял росписи подпорных стен, фасадов, установку художественных объектов, памятников.
в 2024 году вместе с мастерской 33+1 участвовал в создании граффити, посвященных 50 летию БАМа в г. Тынде.
Работал в администрации города Владивостока в должности начальника отдела дизайна городской среды (главный художник города), участвовал в подготовке города к Саммиту АТЭС-2012, разработке колористического плана города, концепции размещения наружной рекламы, программы «Улучшение художественного облика Владивостока», концепции «Взаимосвязей общественных пространств» и других направлений дизайна городской среды; в администрации города Южно-Сахалинска в должности начальника отдела дизайна и оформления городского пространства(главный художник города); в администрации города Владивостока в должности начальника отдела архитектуры и дизайна городской среды.
С 2024 года является начальником отдела формирования архитектурного облика Приморского края.

Мы попросили Павла рассказать о том, чем интересна тема БАМа в его профессиональной работе, поделиться впечатлениями об опыте работы в Тынде, и вот что услышали:

Муралы для меня — дело довольно привычное, знаешь, есть отработанные технологии, которые позволяют быстро уловить дух места и найти такие символы, через которые местные жители смогут узнать себя, увидеть что-то близкое и важное. Например, особенности своего региона или истории, которыми они гордятся.
Но вот что меня действительно удивило, так это знакомство с темой БАМа. Для нас, владивостокцев, БАМ был скорее параллельной историей, ведь мы привыкли гордиться Транссибом. Его история нам хорошо известна, а вот БАМ открылся совсем иначе. Когда я начал погружаться в эту тему, понял, насколько сильно она повлияла на судьбы людей. Люди там буквально жили этой стройкой, вкладывали душу. Это заметно по всему — и по городам, и по людям.
Например, Тында — город, окруженный тайгой, но в центре стоят высотные дома, словно кусочек Москвы оказался среди леса. Там живут люди, которые реально понимают ценность своей истории и искренне ею гордятся. В отличие от Транссиба, где тоже много интересного, но зачастую это более драматичная, даже грустная история, полная испытаний и трудностей, БАМ — это история про энтузиазм, энергию молодости и какую-то особую атмосферу.
Сначала я был немного скептичен относительно символов БАМа, думал, что нужно искать что-то новое, современное. Мы долго обсуждали это с местными жителями и администрацией, но оказалось, что им вовсе не нужны какие-то плакаты в духе советской агитации. Они хотели видеть что-то своё, уникальное, что отражает их реальную жизнь и чувства. И когда я завершил работу, понял, что это идеально подошло месту. Эти муралы выглядели так, будто они всегда тут были, словно ждали своего часа.
Ощущения после завершения работы остались невероятно позитивные. Хочется вернуться туда снова, почувствовать эту уникальную атмосферу, которую больше нигде не найдёшь. Она чем-то напоминает впечатления от крутого концерта или сильного произведения искусства — нечто личное и одновременно общее для всех, кто там живёт.
Сейчас, когда речь идёт о новом этапе развития БАМа, мне хочется верить, что проект сохранит ту самую энергетику и символизм, которые были раньше. Пока что я не вижу, чтобы кто-то смог передать это так же ярко, как это делали художники прошлого, вроде Дейнеки. Может, ещё не пришло время для новых символов, или, может, я просто чего-то не замечаю. Но точно знаю одно: каждому стоит хотя бы раз окунуться в эту атмосферу. Это действительно особенное место с уникальной идентичностью и настроением.
Любым, любому жителю Земли рекомендовал бы, я много, где путешествовал, есть точки со своей выраженной идентичностью и своим настроением, БАМ — это одна из них, я думаю.